Магазин в Ростове-на-Дону, просп. Космонавтов 6\13, ТЦ "Форум"

Разбор ПДД для электросамокатов. Нужны ли права? Можно ли пьяным? Можно ли выезжать на дороги?

08/03/2021
Разбор ПДД для электросамокатов. Нужны ли права? Можно ли пьяным? Можно ли выезжать на дороги?

Нужны ли права для электросамоката? Разбор ПДД


Разберемся, кем считается человек на электросамокате, водителем или пешеходом. А также, что можно, а что нельзя делать на электросамокате. Например, разрешено ли ездить по дорогам, нужно ли одевать шлем и можно ли ездить пьяным.

Кем считается человек на электросамокате.

Электросамокат — это обычный с виду самокат, но, на котором установлен электромотор, на нем не надо отталкиваться ногой, а нужно просто стоять на платформе. И жать на газ или тормоз. 

В последнее время, такие электросамокаты, как Kugoo, NineBot, Xiaomi стали массово появляться на наших улицах и дорогах. Поэтому, важно разобраться, какие для них действуют правила и особенно это важно в связи с тем, что появились скоростные модели. На которых можно ездить очень быстро.

У нас в стране, человек на любом самокате, приравнивается к пешеходу. 

То есть, с точки зрения российских ПДД водитель даже такого скоростного электросамоката как Kugoo G-Booster, Kugoo G1, это просто быстро бегущий человек и требования к нему такие же, как и к обычному пешеходу. 

Ему не нужно водительское удостоверение. Он не обязан надевать шлем. И ему не запрещается кататься пьяным.

Можно ли ездить по дороге на электросамокате?

Ездить по проезжей части самокатчику, конечно, запрещено. Потому, что пешеходу нельзя находиться по центру дороги среди машин. Но, максимум, что ему за это грозит это штраф как пешеходу от 500 до 1500 рублей. 

Если машина собьет такого самокатчика, то будет отвечать также, как и за наезд на обычного пешехода. Даже если человек на самокате нарушил и не уступил дорогу. Так что, на данный момент, недобросовестные самокатчики могут практические безнаказанно гонять по тротуарам и дорогам. Создавая опасность для себя и окружающих.

Электросамокаты бывают разные. Есть детские модели, которые разгоняются до 12-15 км в час. Есть модели средней мощности - они как раз являются самыми распространёнными. Они разгоняются до 25-30 км час и стоит где-то от 15 до 30000 рублей. Но, есть очень мощные модели. 

Проблема в том, что с точки зрения ПДД, детские электросамокатики и мощные модели, считаются одним и тем же. Человек на обоих этих самокатах приравнивается к пешеходу. Даже, если он едет со скоростью 100 км в час.

Нюансы в ПДД.

Только что, мы выяснили, что по ПДД люди на электросамокатах это пешеходы. С практической точки зрения это так. Но, с Юридической тут есть некоторые нюансы. Сейчас я расскажу, что это за нюансы. А потом попробую объяснить почему не смотря на эти нюансы электросамокаты все-таки приравниваются к пешеходам.

Если смотреть только на текст правил, то мощный самокат подходит и под определение мотоцикла и под определение пешехода. В определении мотоцикла написано, что все двухколесные транспортные средства с максимальной скоростью более 50км в час являются мотоциклами. У топовых самокатов 2 колеса и максимальная скорость 100 км в час. Поэтому получается, что он подходит под это определение.

Но в определении пешехода четко написано, что лица, передвигающиеся на самокатах и аналогичных средствах, приравниваются к пешеходу. Про мощность и скорость нет ни каких уточнений. Из этого следует, что человек на любом самокате, считается пешеходом. В том числе и на топовом мощном самокате.

Получается, что по ПДД, электросамокат считается одновременно и самокатом и мотоциклом, и пешеходом. И не понятно, что с этим делать. Ведь если, электрический самокат — это мотоцикл, то его надо регистрировать в ГИБДД, нужно получать госномер и получать водительское удостоверение категории. А если царь самокат, это пешеход, то ничего этого делать не нужно. 

То есть, сейчас у нас два определения из ПДД прямо противоречат друг другу и это абсурд. Ведь закон не должен противоречить сам себе. Но имеем то, что имеем.

И на данный момент, ситуация такая. А причина этого в том, что законодатели не успевают за техническим прогрессом, ведь когда составители правил писали определение пешехода, они не знали, что появятся самокаты, на которых можно разогнаться до 100 км в час. И когда они писали, что люди на самокатах приравниваются к пешеходу, они имели ввиду обычные самокаты, на которых надо толкаться ногой и которые дети используют как игрушку.

Но, технический прогресс идет в перед и появились электросамокаты. Они стали подпадать под два определения сразу. Царь самокат - одновременно считается и мотоциклом, и пешеходом. Самокат средней мощности - одновременно мопедом и пешеходом. А маломощные самокаты - велосипедом и пешеходом. 

Разъяснение руководства ГИБДД по поводу электросамокатов.

С текста ПДД не понятно кем считается электросамокатчики. Поэтому, давайте обратимся за разъяснениями к руководству ГИБДД.

Депутат госдумы Васильев - сделал официальный запрос о статусе электросамоката, и ВРИО главного государственного инспектора Бугаев ему ответил, что лица на электросамокатах, приравниваются к пешеходам. 

Другой запрос направляли уже на имя начальника ГИБДД Черникова, и там ответили, что водительское удостоверение для электросамокатов - не требуется. Из чего следует, что они приравниваются к пешеходам. Тоже самое, говорит и начальник отдела пропаганды ГИБДД по городу Москве: передвигающиеся на самокатах, роликовых коньках, сигвеях, гироскутерах, каких-либо других гаджетах, все они являются пешеходами. 

Все эти ответы сформулированы достаточно расплывчато, но общий смысл понятен. На данный момент, с точки зрения руководства ГИБДД, все электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и аналогичные средства, приравниваются к пешеходу. 

Пользоваться законом напрямую - невозможно, поэтому, приходиться пользоваться ответами ГИБДД.
Так что сейчас, человек на любом самокате, считается пешеходом и требования к нему такие же, как и к обычному пешеходу. Ему не нужно водительское удостоверение, он не обязан надевать шлем и ему не запрещается кататься пьяным. А если, вы его собьете, то отвечать будете так же, как и за наезд на обычного пешехода. Даже, если он вам не уступил или неправильно повернул, поэтому, будьте осторожны если не хотите отправиться в колонию.

Когда исправят?

Проблема с ПДД для электросамокатов, известна последние два года, про них постоянно высказываются депутаты. Собираются круглые столы. Федеральные каналы делают об этом репортажи. Так-что, наверняка, скоро в ПДД внесут изменения и электросамокат получит какой-то более определённый статус. Но, какой именно статус, пока не ясно. Поэтому, давайте рассмотрим возможные варианты.

Сейчас для электросамокатов в ПДД потенциальные 4 категории: пешеходы, велосипеды, мопеды, мотоциклы.

Давайте подробней рассмотрим правила для каждой из этой категорий и подумаем, какая из них наиболее подходит для электросамокатов.

Самая серьезная категория — это мотоциклы. Мотоциклом считается - вся двухколесная техника, на которой максимальная скорость более 50км час, и объем двигателя более 50см. Мотоцикл — это серьезная техника. 

Практически все правила для мотоциклистов, такие же как и для водителей машин. Мотоциклисты должны получать в ГИБДД водительское удостоверение. Им можно ездить только по дорогам и нельзя по тротуарам и велодорожкам. Мотоцикл надо регистрировать в ГИБДДД. Получать госномер и покупать полис ОСАГО.

Так-же, обязательно нужно надевать шлем и существует строгое наказание за езду пьяным. Если поймают пьяным на мотоцикле, то на полтора года лишат прав. Причем, всех прав не только на мотоцикл, но и на машину. Мотоцикл — это опасное развлечение для взрослых грамотный людей. Поэтому, закон предъявляет к мотоциклистам такие же строгие требования, как и к автомобилистам.

В противовес мотоциклам есть другая категория - велосипеды. Помимо обычных велосипедов туда также подпадают электровелосипеды с маломощными моторами до 250 ват и максимальной скоростью до 25км в час. 

Велосипедисты уже считаются водителями транспортного средства и обязаны соблюдать кое какие правила. Например, не создавать помех пешеходом, но спрос с них гораздо меньше, чем с мотоциклистов. Закон не требует получать на велосипед права. Не требует надевать шлем. А также в некоторых случаях разрешает ездить по тротуарам. Зато ограничивает движение велосипедов по дорогам. Например, им нельзя поворачивать налево на многоголосных дорогах. Вместо этого им нужно спешиваться и пользоваться пешеходным переходом. 

Кататься на велосипеде пьяным, формально запрещено, но за этим никто не следит. И даже если поймают, то максимум что грозит это штраф в 1500 рублей. Лишить автомобильных прав за паяную езду на велосипеде не могут. Мне кажется, такие требования к велосипедистам вполне адекватны и к велосипедистам не стоит относиться слишком строго.

Между велосипедами и мотоциклами есть промежуточная категория, которая называется мопеды. Самый типичный представитель этой категории — это скутер табуретка. Двигатель у мопеда не должен превышать 50 см. А у электрической версии мощность электромотора должна быть менее 4кв. 

Так же у мопеда максимальная скорость должна быть не более 50км в час. В 2013 году на мопед не нужно было водительское удостоверение и в целом закон относился к мопедам гораздо более снисходительно чем сейчас. Взрослые могли пьяные доехать на мопеде до магазина не боясь, что их лишат прав, а подростки часто гоняли без шлемов. Без знания ПДД и часто без мозгов. Я сам в детстве любил покататься на скутере поэтому знаю о чем говорю. 

В 2013 года правила для мопедов ужесточили. Теперь, что бы водить мопед, нужно водительское удостоверение и специальная категория М, которую можно получить с 16 лет. Но также можно иметь любую другую категорию в том числе обычную автомобильную категорию Б. Требование иметь права обеспечивает хотя б то что водителю мопеда как минимум 16 лет и он хотя б немного знает ПДД, так-как сдавал экзамен по теории. Если на мопеде поймают без прав, то дадут штраф от 5000 до 15000 рублей. Причем, если нарушитель не совершенно летний, то платить будут родители. Также водители мопеда обязаны надевать шлем и им строго запрещено ездить пьяным. Если вас поймают пьяным на мопеде, то лишат прав на все в том числе и на автомобиль. 

Требования к водителям мопеда строже чем к велосипедистам, но не такие строгие как для мотоциклистов. В отличии от мотоциклов, мопеды не нужно регистрировать в ГИБДД, на них не нужно получать номера и не нужно покупать ОСАГО. А также мопедам можно ездить по вело полосе и в некоторых случаях по обочине. Правда также и как велосипедистам мопедам нельзя поворачивать налево на многоголосных дорогах. Для этого им нужно спешиваться и переходить по пешеходному переходу. В общим водитель мопеда в отличии от велосипедиста должен иметь права, шлем и должен быть трезвым. Но в отличии от мотоциклистов может не регистрировать мопед в ГИБДД.

Сейчас вся двухколесная техника подпадает в одну из четырёх категорий. Чем техника мощнее и потенциально опасней, тем в более старшую категорию она попадает и тем больше требований к водителю. Электросамокат сейчас приравнены к пешеходам, соответственно можно ездить пьяным, без шлема и без прав и ни чего за это не будет. Очевидно, что так быть не должно и к пешеходам не должны приравниваться все без исключения электросамокаты, но исправить эту проблему можно по разному. Кто-то предлагает приравнять все электросамокаты к велосипедам. Кто-то предлагает сделать для них новую отдельную категорию и написать свои правила.